4 функции руководителя организации: ликбез для собственников

Чем в идеале должен заниматься руководитель организации? На этот вопрос отвечают по-разному:

  • выполнять самые сложные задачи;
  • ничего не делать, чтобы компания работала сама по себе;
  • контролировать.

Кто прав? Какие функции у руководителя организации? Чем он должен заниматься, а что — делегировать, чтобы компания росла и развивалась? Рассмотрим дальше.

Образ идеального руководителя компании

Образ идеального руководителя компании очень размыт, он напоминает черный ящик, который каким-то образом должен преобразовывать ресурсы в результаты.

И поскольку сформулированного списка функций у собственника нет, он приходит к тому, что «завязывает» на себе большинство процессов и тонет в операционке.

Результат: компания упирается в финансовый потолок, не развивается, недополучает прибыль.
Чтобы руководить не интуитивно, а сознательно, нам нужно выяснить роль руководителя компании и его функции. Задумайтесь, какую роль вы выполняете?

  • Если вы продаете — вы менеджер по продажам.
  • Если нанимаете людей — HR-менеджер.
  • Если настраиваете рекламу — таргетолог.

А какая роль предпринимателя? Давайте разбирать.
Алексей Молчанов
Основатель Envybox и РУС КВАНТ

Роль руководителя компании

Роли, которые выполняет руководитель компании, можно условно разделить на 3 категории:

✅ межличностные: связанные с общественной деятельностью и представительскими функциями;
✅ информационные: передача знаний/опыта подчинённым;
✅ решающие: распределение ресурсов, планирование, координирование и др.

4 функции руководителя организации

Функция 1: Стратегическая

Основные управленческие функции руководителя организации — это постановка целей и сознательное движение к ним. Здесь у него 3 основные задачи: определить цель, путь к ней, и запланировать необходимые действия.
Цель (куда мы хотим прийти?)
Если у вас в компании нет цели, значит, каждый сотрудник приходит со своей целью — заработать. В итоге люди работают сами по себе для своей выгоды, чтобы получить деньги, и проект им не сильно интересен.

И наоборот, если вы знаете, к чему стремитесь, если у вас есть путеводная звезда, то вы можете планировать действия и идти к ней. Идти всей командой, с энтузиазмом — потому что цель объединяет и мотивирует делать вклад в общее дело и достигать результатов компании и своих личных.
Цель в моей компании — квантовый скачок в экономике страны. И ваша задача как предпринимателя обдумать свою цель и транслировать ее (на плакатах в офисе, в чате, на планерках).
Алексей Молчанов
Основатель Envybox и РУС КВАНТ
Путь к цели — это метод ее достижения. Некий навигатор, который помогает нам не сбиться с курса.

Прописать путь к цели — тоже функция руководителя организации, поскольку все дальнейшие решения сотрудников будут приниматься с опорой на него. Для чего это нужно? Чтобы в погоне за быстрыми деньгами не потерять позиции на рынке и не проиграть конкурентам.
Путь к цели (как мы хотим прийти к ней?)
Планирование (что конкретно делать, чтобы прийти к цели)
Процесс планирования можно условно разделить на 2 этапа: разработка стратегии и определение тактики.

Стратегическое планирование — это определение основных направлений развития компании.

Операционное (определение тактики) — это управление теми действиями, благодаря которым достигается результат деятельности организации. Обычно «операционка» состоит из повторяющихся задач, и нужно просто контролировать, чтобы каждый сотрудник работал по технологии и достигал результата своего труда.
Операционное управление входит в задачи исполнительного директора, а стратегией должен заниматься собственник. В обязанности последнего входит:

✅ анализ текущей ситуации: сильные и слабые стороны компании, оценка резервов;
✅ формулирование миссии;
✅ формулирование стратегических целей (например, увеличение доли рынка на 20%);
✅ планирование бюджета, приоритетных направлений развития, утверждение стратегического плана (составлять стратегический план может исполнительный директор или один из ТОПовых руководителей).

Функция 2: Административная

Административные функции делятся на несколько подфункций: организационная, направляющая, кадровая и контрольная.
Организационная
В эту функцию руководителя компании входят:

  • разработка организационно-функциональной схемы;
  • разработка регламентов (общие создает собственник, а остальные — сотрудники по своим функциям);
  • описание бизнес-процессов;
  • постановка задач;
  • обеспечение компании ресурсами, которые ей нужны (люди, материалы, сырье и т.д.).
Это координация работы руководителей отделов/департаментов:

  • распределение и постановка задач;
  • установка зон ответственности;
  • определение точек контроля.
Направляющая
Кадровая
Основные направления кадровой работы:

  • формирование кадровой политики, направленной на реализацию стратегических задач компании: качественный и количественный состав сотрудников, зарплатная политика, выбор стиля управления, предоставление оптимальных условий труда;
  • участие в подборе персонала (в некоторых случаях, когда требуются сильные ТОПовые специалисты);
  • выбор формата обучения новых сотрудников (в идеале, чтобы новички обучались по уже ранее созданным регламентам).
Это анализ результатов деятельности организации и корректировка плана:

  1. Внедрение показателей. Определить, какими показателями вы будете измерять движение к цели.
  2. Определение нормы на неделю, месяц и год.
  3. Участие в координациях. Это совещания, на которых вы анализируете показатели, корректируете план в случае необходимости, обсуждаете стратегические идеи, ставите новые задачи.
Контрольная
Грамотный контроль — контроль ключевых показателей, результатов, а не «операционки». Руководитель организации не должен напоминать о задачах, переделывать работу за кем-то или следить за выполнением мелких поручений. Это низкоквалифицированная функция. С ней справится коммуникатор.
Коммуникатор — это сотрудник, который контролирует исполнение задач. Он следит, чтобы все выполнялось вовремя, и в случае нарушений связывается с сотрудником и возвращает его внимание на задачу.

В РУС «Квант» мы предоставляем компаниям такого коммуникатора, и он освобождает время собственника от «операционки». Вы можете поручить контроль своему штатному сотруднику или воспользоваться нашей системой, расскажу о ней немного позже.
Алексей Молчанов
Основатель Envybox и РУС КВАНТ

Функция 3: Коммуникативно-регулирующая

Основная цель этой функции — обеспечить эффективные коммуникации между сотрудниками и отделами. Для этого как минимум нужно выполнить 3 действия.
Создать организационно-функциональную схему
Более подробно о том, как ее создать, можете прочитать в этой статье.

ОФС облегчает и ускоряет коммуникации: каждый сотрудник знает свое место в компании, результат, который он производит, и который производят его коллеги. Когда понятно, кто за что отвечает, не возникает вопросов, к кому обращаться в нестандартных ситуациях.
Благодаря этому инструменту сотрудники будут приходить к вам не с проблемами, а с решениями. В случае, когда появился какой-то вопрос, требующий коммуникации с вами, призывайте обращаться к вам с документом, в котором заполнены 3 поля: ситуация, данные, предлагаемое решение.

Это не только освободит ваше время, но также сделает сотрудников более ответственными.
Внедрить инструмент «Принятое решение»
Создать единую среду для коммуникаций
Одно из правил эффективных коммуникаций: договоренности должны фиксироваться в письменной форме и в единой среде.

Нужно его придерживаться, чтобы избегать конфликтов и не сталкиваться с ситуацией, когда один поставил задачу в Telegram, другой в Trello, третий по телефону, в итоге она потерялась.

Нереализованные идеи тормозят развитие компании.

Функция 4: Социальная

К социальной функции относятся:

1. PR-функция. Частично эту функцию берет на себя PR-отдел или маркетолог, при этом делегировать полностью ее нельзя. Чтобы формировать положительный имидж, вам нужно выступать в роли эксперта, участвовать в подготовке экспертного контента, поддерживать отношения с лидерами мнений в вашей сфере, формировать у сотрудников точку зрения на то, как действовать в конфликтных ситуациях с клиентами и пр.


2. Партнёрские отношения. Сотрудничество эффективнее конкуренции. Поэтому задача руководителя — коммуницировать с потенциальными партнёрами, предлагать идеи для коллабораций своей команде и ставить задачи по их реализации.

Задачи руководителя отдела

Теперь рассмотрим, какие задачи у руководителя отдела. Если обобщить, то в большинстве случаев это:

✅ Организация работы отдела, контроль и коррекция результатов
Оптимизация процессов
Распределение задач между сотрудниками (между руководителями рангом ниже или непосредственно исполнителями)
Определение зон ответственности персонала
Определение требований к должностям
Организация работы персонала (отбор, мотивация, адаптация, обучение)
Подготовка плана, утверждение у собственника

В некоторых компаниях эти функции выполняет собственник. Если к вам это тоже относится, но нужно делегировать эти задачи руководителям отделов. Но это возможно при одном условии.

При каком условии руководитель компании может заниматься своими функциями?

Помню, я как-то принял решение делегировать операционные задачи и начал искать себе в компанию исполнительного директора. Но оказалось, это не так просто. В большей степени потому, что я руководил компанией интуитивно, не мог передать рычаги управления, потому что их не было...

Когда дело начало расширяться, я по большей части тушил пожары. Решал вопросы маркетинга, продаж, производства. В случае конфликтов примирял сотрудников, иногда делал их работу. Сил практически не оставалось. Потом я пришел к тому, что компанию нужно систематизировать.
Алексей Молчанов
Основатель Envybox и РУС КВАНТ
В системной компании определены роли, описана каждая из них, есть алгоритм управления, который приводит организацию к результатам.

Это позволяет каждому сотруднику, неважно это уборщица или руководитель отдела, заниматься своими функциями. А владельцу делегировать операционные задачи и заниматься стратегией и развитием компании.

Систематизируйте компанию в РУС «Квант»

Приходите на бесплатную онлайн-экскурсию

Познакомьтесь с РУС «Квант» и:

  • узнайте о системе, в которой выполняется 5 тысяч задач в месяц;
  • наведите порядок в компании и масштабируйте её;
  • управляйте бизнесом из одного окна.

Оставьте заявку на онлайн-экскурсию

И узнайте, как систематизировать ваш бизнес