Кадровая политика компании: структура, 5 этапов реализации, 4 совета по улучшению

Компания развивается со скоростью самого медленного сотрудника. Собственник может вкладывать деньги в рекламу, новое оборудование, совершенствовать бизнес-процессы, но вся эта деятельность будет не такой эффективной, если в команде есть незамотивированные и непродуктивные люди.

Допустим, маркетолог привел на сайт посетителей, менеджер по продажам оформил 5 заказов, а специалист по закупкам приобрел сырье по низкой цене. Весь этот процесс может затормозить один производственник, который изготовит продукт не за неделю, а за 3. И такие «заторы» замедляют работу и развитие всей компании.
Чтобы команда помогала достигать целей бизнеса, с ней нужно планомерно работать. Помогает в этом кадровая политика.
Кадровая политика предприятия — это принципы, методики, подходы и процедуры, при помощи которых осуществляется управление персоналом. Они помогают сформировать сильную команду, достигающую целей организации.

Кадровая политика обычно отражается в документах. Но даже если эти правила не записаны, не сформулированы и не осознаются, они все равно есть и оказывают влияние на работу предприятия.
Алексей Молчанов
Основатель Envybox и РУС КВАНТ

Цели и функции кадровой политики

  • 1
    Разработка оптимальной модели управления персоналом
    Оптимальная модель управления персоналом способствует росту производительности команды, учитывает требования законодательства и ситуацию на рынке труда.
  • 2
    Документирование прав и обязанностей сотрудников
    Когда права и обязанности передаются в устной форме, это часто приводит к недопониманию и конфликтам. Документирование позволяет их избежать и снизить человеческий фактор.
  • 3
    Рациональное использование кадров
    Кадровая политика нацелена на то, чтобы раскрывать потенциал сотрудников. Как именно: помочь адаптироваться, обучить, замотивировать и т. д.
  • 4
    Формирование и укрепление корпоративной культуры
    Цель компании, миссия, философия, «правила игры» — все это способствует сплочению коллектива и мотивирует продуктивнее работать. А значит, тоже относится к функциям КП.
  • 5
    Создание dream team
    Правила, методики и подходы корпоративной культуры помогают искать подходящих кандидатов, правильно их оценивать и удерживать, чтобы создать команду мечты.

Структура кадровой политики: 4 важных раздела

Оформляется кадровая политика в виде документа или набора документов, он называется положением о кадровой политике и состоит из следующих элементов:

Раздел 1. Общие положения

Этот раздел включает:

  • характеристику компании и ее направлений деятельности;
  • стратегию развития (основные моменты);
  • анализ хозяйственной и финансовой деятельности.

Исходя из этого можно сформулировать основные направления, на которые будет нацелена корпоративная политика.

Раздел 2. Оргструктура компании

Стратегия управления персоналом должна опираться на существующую ситуацию. Поэтому для разработки кадровой политики нужно описать организационную структуру компании, включая численность персонала и порядок взаимодействия сотрудников и отделов.

Подробнее о том, как легко составить оргструктуру, читайте в этой статье.

Раздел 3. Регламентация кадровой политики

Возможно, в вашей компании уже есть или скоро будут внедряться следующие организационно-распорядительные документы:

✅ трудовые договоры;
✅ должностные инструкции и регламенты;
✅ описания технологических процессов;
✅ штатное расписание;
✅ положение о порядке оплаты труда;
✅ приказы о премировании и депремировании,

и пр. Соберите их, они понадобятся в дальнейшем для разработки кадровой политики, которая должна учитывать существующие правила компании.

Раздел 4. Направления кадровой политики

Основные направления кадровой политики совпадают с основными направлениями кадровых работ, которые ведутся в любой организации:

1. Подбор персонала.
2. Адаптация новых сотрудников.
3. Оценка.
4. Развитие персонала.
5. Мотивация.

Все эти направления подробно описываются: какими способами, методами они должны выполняться, каких правил нужно придерживаться, какие мероприятия проводить и т. д.

Виды кадровой политики: 2 классификации

Можно выделить несколько видов кадровой политики в зависимости от метода ее реализации и степени открытости. Рассмотрим их.

Классификация по методу реализации

Если классифицировать по методу реализации, то есть 4 вида КП:

✅ Пассивная.

Это, скорее, отсутствие кадровой политики. Пассивный метод подразумевает, что руководство не предпринимает каких-то систематических действий по управлению персоналом. Средства в команду не вкладываются. Такой метод обычно используется на предприятиях, где большинство сотрудников рабочих профессий, связанных с физическим трудом (сбор урожая, уборка территории и т. д.).

✅ Реактивная.

Этот метод выбирают руководители, которые понимают, что надо управлять персоналом, но «руки не доходят» или не хватает ресурсов. Руководство принимает какие-то меры только после возникновения проблемы. Прогнозирование и анализ не проводится. Реактивная кадровая политика, как правило, используется в стартапах, в небольших компаниях с несколькими людьми в штате.

✅ Превентивная.

Превентивная КП уже включает прогнозирование. При условии, что стратегия реализована правильно, она обеспечит компании стабильность и даст результаты. Но если прогноз окажется ошибочным, то все усилия сводятся на нет, поэтому такой метод подходит организациям, в которых редко бывают нештатные ситуации.

✅ Активная.

Такая кадровая политика предполагает активное управление персоналом в организации. Все действия компании систематические и целенаправленные, уделяется внимание всем направлениям: найму, развитию, оценке и удержанию сотрудников. Метод также включает прогнозирование, реагирование на нештатные ситуации, оценку эффективности и пр.

Активная кадровая политика может быть рациональной или авантюристической, в зависимости от подхода руководства:

  1. Активная рациональная кадровая политика — это когда упор делается на прогнозирование, анализ и контроль. Организация применяет систематический и осмысленный подход к управлению персоналом. Он больше подходит компаниям с авторитарным стилем управления: с иерархией, строгой дисциплиной и порядком.

  2. Активная авантюристическая кадровая политика не боится смелых и нестандартных решений в области управления персоналом и отличается гибким реагированием на ситуацию. В таком подходе действия могут быть несбалансированными и непредсказуемыми, но если руководитель — профессионал, они могут давать положительный результат. Авантюристическая КП больше подходит предприятиям с гибкой внутренней организацией.

Классификация по степени открытости

Что такое «степень открытости»? Это источник привлечения людей в компанию.

Некоторые организации предпочитают искать кандидатов разного уровня (и рядовых специалистов, и руководителей) на открытом рынке труда. В этом случае их КП называют открытой.

А некоторые предпочитают нанимать только специалистов низшего звена и «растить» из них менеджеров. Тогда их КП называется закрытой.
Чтобы выбрать между открытой и закрытой кадровой политикой, нужно проанализировать бизнес и его приоритеты. В каких-то случаях будет актуален один вид, в каких-то другой.

Например, если есть цель вырасти быстро, в несколько раз за год, то времени на обучение сотрудников не так много. В этой ситуации предпочтительнее сразу нанять экспертов со стороны. То есть, выбрать открытую КП.

Еще один пример. В некоторых компаниях критично важно не разглашать конфиденциальную информацию. И если безопасность данных важнее, чем стремительный рост, то руководителей лучше «взращивать» из тех сотрудников, которым вы доверяете. В этой ситуации более правильным выбором будет закрытая корпоративная политика.
Алексей Молчанов
Основатель Envybox и РУС КВАНТ

Критерии оценки кадровой политики

Для оценки кадровой политики вашей компании проанализируйте:

  1. Количество сотрудников в штате: соответствует ли численность персонала задачам и потребностям организации.

  2. Текучесть кадров. Низкая «текучка» может указывать на эффективную политику привлечения и удержания сотрудников, а высокая — свидетельствовать о проблемах в управлении персоналом. Но только опирайтесь на показатели в своей сфере. Например, на производстве нормальная текучесть 10%, в ресторанном бизнесе до 20%, а в продажах — до 30%.

  3. Гибкость. То есть, изменяется ли кадровая политика при смене обстоятельств. Если да, то приносит ли оперативное реагирование положительные результаты.

  4. Учет интересов сотрудников. Принимает ли кадровая политика во внимание потребности и ожидания сотрудников? Довольны ли они системой вознаграждения, развитием карьеры, балансом работы и личной жизни, рабочей средой?

Кадровая политика организации: пример, как ее составить пошагово

План разработки кадровой стратегии включает в себя 6 этапов:

Этап 1. Анализ текущей кадровой политики

На этом этапе проанализируйте то, что есть здесь и сейчас. А именно:

✅ Соберите информацию о компании, которую мы рассматривали в блоке про структуру кадровой политики.
✅ Проанализируйте организационно-распорядительные документы.
✅ Оцените кадровую политику по уже известным вам критериям.

Этап 2. Определение будущей стратегии

Зафиксируйте основные положения кадровой стратегии:

  • каких результатов хотите добиться;
  • по каким ключевым направлениям кадровой политики будете принимать меры, чтобы к ним прийти;
  • какой вид кадровой политики больше подходит вашей организации.

Этап 3. Выбор инструментов и определение кадровых мероприятий

На этом этапе запланируйте, какие конкретно действия будете предпринимать, чтобы достичь тех результатов, которые наметили в стратегическом плане.

Для примера рассмотрим, какие инструменты можно задействовать и какие кадровые мероприятия проводить в разных направлениях КП:

⚡️ Найм и подбор:

1) разработка вакансий и объявлений о найме;
2) проведение собеседований, тестирований, оценка кандидатов;
3) задействование рекрутинговых агентств для поиска кандидатов;
4) массовый подбор.

⚡️ Обучение и развитие:

1) планирование и проведение внутренних тренингов и семинаров;
2) финансирование участия сотрудников во внешних образовательных программах;
3) менторство и коучинг для развития навыков и карьерного роста;
4) онлайн-обучение и использование электронных платформ для самообучения.

⚡️ Оценка производительности:

1) установление ключевых показателей производительности (KPI) для каждой должности;
2) проведение регулярных оценок производительности;
3) использование 360-градусной обратной связи, когда оценка производится не только руководителем, но и коллегами и подчиненными;
4) разработка индивидуальных планов развития и коррекционных мер для улучшения производительности.

⚡️ Мотивация:

1) установление справедливой и конкурентоспособной системы оплаты труда (или ее усовершенствование);
2) введение бонусных программ и премирования за достижение целей;
3) предоставление дополнительных льгот и социальных пакетов для сотрудников;
4) задействование нематериальных мотиваторов.

⚡️ Управление изменениями и адаптация:

1) информирование сотрудников о внедрении изменений;
2) обучение и поддержка сотрудников в процессе адаптации;
3) участие сотрудников в процессе принятия решений.

Этап 4. Утверждение

Кадровую политику организации обычно разрабатывает высшее руководство: генеральный директор или руководитель отдела управления персоналом, также этим может заниматься команда HR-специалистов. При необходимости можно привлечь консультантов по управлению персоналом или HR-экспертов.

На этом этапе специалисты, которые занимаются разработкой кадровой политики, согласовывают ее с руководителем компании.

Этап 5. Реализация

Для каждого мероприятия или задачи назначачьте срок, определите ответственного, исполнителей, занесите в календарь и реализовывайте. В процессе обязательно контролируйте ключевые показатели сотрудников и при необходимости вносите изменения.

Как усовершенствовать кадровую политику? 4 совета

Кадровая политика компании — это гибкий инструмент, в нее можно и нужно время от времени вносить изменения и усовершенствовать. Например:
1. Внедряйте передовые практики. Исследуйте передовые практики в области управления персоналом и внедряйте те, которые подходят вашей организации.

2. Ищите компромисс между компанией и сотрудниками. Кадровая политика должна быть построена на Win-Win подходе.

3. Автоматизируйте рутину. Например, на этапе подбора можно автоматизировать сбор резюме, рассылки, формирование офферов и пр.

4. Реагируйте на изменения показателей.
Если, например, производительность сотрудников резко упала, это повод оперативно пересмотреть кадровую политику.
Систематизируйте бизнес в РУС «Квант»: создайте новую точку зрения на управление, узнайте гораздо больше инструментов для квантового роста и работайте в системе, где задачи выполняются без вашего участия.

РУС «Квант» это:

1. Обучение управлению. Обучаем эффективному управлению организацией, персоналом и финансами.

2. Программное обеспечение. Описывайте и автоматизируйте бизнес-процессы, ставьте повторяющиеся задачи и будьте уверены, что 100% идей воплощаются.

3. Контроль. Предоставляем сотрудника-коммуникатора, который контролирует исполнительскую дисциплину в вашей компании.

Оставьте заявку на консультацию

И узнайте, как систематизировать ваш бизнес