Что такое реинжиниринг бизнес-процессов простыми словами и как его провести

Что делать, когда компания сдает позиции, и нужны радикальные перемены для увеличения прибыли и повышения рентабельности? Или когда в организации стабильный доход, но есть амбиции сделать квантовый скачок, а «все, что на поверхности» не дает такого стремительного роста? Тогда нужен реинжиниринг бизнес-процессов.
Реинжиниринг бизнес-процессов — это кардинальный пересмотр и перепроектирование бизнес-процессов с целью совершить резкий скачок вверх по ключевым показателям.

Вдруг ваша компания недозарабатывает?

Когда речь идет о кардинальном перепроектировании БП, кажется, что стабильному бизнесу оно не нужно. Мол, компания приносит деньги, выдерживает конкуренцию и пусть не стремительно, но развивается. Зачем что-то менять?

Как показывает практика, даже если все процессы описаны, сотрудники работают продуктивно и по регламенту, есть вероятность, что какие-то методы уже устарели или какие-то действия неэффективны. Вдруг ваша организация из-за этого недозарабатывает? Проверьте себя.
Давайте синхронизируемся в понятиях. Поскольку существует 2 схожих термина — инжиниринг и реинжиниринг, сразу разберем разницу, чтобы в дальнейшем не путаться.
Алексей Молчанов
Основатель Envybox и РУС КВАНТ

Инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов: в чем разница

3 отличия реинжиниринга от стандартного улучшения / изменения бизнес-процессов:

✅ Фундаментальность.
Реинжиниринг проводится с опорой на стратегические цели компании. Любой бизнес-процесс рассматривается с точки зрения того, как он помогает этих целей достичь. Перед тем как начать что-то менять, нужно задаться вопросами:

1. «Зачем нужен этот бизнес-процесс?»;
2. «Почему он сейчас выполняется именно по такой технологии?»;
3. «Чего нужно добиться в результате?».

✅ Радикальность.
Действующая модель бизнес-процессов не просто совершенствуется, а полностью заменяется другой. С новыми методами, которые раньше не использовались. Поэтому целесообразно использовать реинжиниринг, когда уже испробовано все, что на поверхности, и ничего не сработало.

✅ Стремительность.
В результате реинжиниринга возможен быстрый рост показателей на 100-500%. А если говорить об усовершенствовании БП, то оно обычно позволяет вырасти на 10-50%.

Виды реинжиниринга бизнес-процессов

В зависимости от уровня воздействия на компанию выделяют:

✅ Эволюционный реинжиниринг: это кардинальная реорганизация бизнес-процессов, но без перепрофилирования организации. Например, у вас своя парикмахерская. Неподалеку открылись конкуренты, и часть ваших клиентов «перекочевала» к ним. Вы меняете маркетинговую стратегию, обучаете персонал, перестраиваете процессы, но парикмахерская так и остается парикмахерской.

✅ Революционный реинжиниринг означает полное переориентирование БП и перепрофилирование организации. Если разбирать наш пример с парикмахерской, то вы расширяете комплекс услуг и становитесь, например, салоном красоты.

По степени необходимости есть:

✅ Кризисный реинжиниринг — он нужен, когда организация уже столкнулась с проблемами, и нужно вывести ее из кризиса.

✅ Развивающий — применяется, когда бизнес приносит стабильную прибыль, но стремится сделать рывок, чтобы расти быстрее и не дать шанса конкурентам себя потеснить.

Как провести реинжиниринг

Главная цель — создать новую модель бизнеса или поменять подходы к реализации его задач, чтобы приспособиться к изменениям на рынке и повысить прибыль. Например, пересмотреть технологию производства, значительно сократить штат, изменить стратегию и т. д.
Участники и функции
В процессе реинжиниринга БП, как правило, участвуют:

  1. Руководитель проекта. Он контролирует процесс.
  2. Управляющий комитет. Это команда ТОПовых руководителей, которая согласовывает стратегию и цели.
  3. Линейные менеджеры или руководители проектов. Они решают, какими методами и при помощи каких инструментов будет осуществляться реинжиниринг. Собирают и обучают рабочие команды.
  4. Рабочие команды. Это исполнители бизнес-процесса.

Этапы реинжиниринга бизнес-процессов

1. Определиться со стратегией предприятия.

2. Проанализировать, какие БП выполняются сейчас. Выяснить, есть ли среди них устаревшие, неэффективные и те, которые не ориентированы на цели компании.

3. Если есть, продумать новые БП, которые будут более актуальными. Протестировать в работе.

4. Внедрить новые бизнес-процессы: составить новые инструкции, обучить сотрудников, выполнить кадровые перестановки, перепроектирование проектов.

5. Определить, по каким параметрам будет оцениваться качество выполнения БП.

6. Внедрить контроль и оптимизировать процесс по необходимости.

        Оценка результатов

        В п. 5 мы выяснили, что после внедрения новой модели БП нужна оценка по ключевым показателям (финансовым и нефинансовым) и постоянный контроль. Рекомендую с этой целью внедрить инструмент «Рука на пульсе» (РнП). Если упростить, суть заключается в том, чтобы создать таблицу с ключевыми показателями, которые важно держать в фокусе, и проводить регулярные совещания. Более подробно о том, как внедрить этот инструмент, чтобы показатели постоянно росли, читайте в этой статье.

        После успешного проведения реинжиниринга возможно:

        ⚡️ сокращение штата (при этом производительность остается такой же или увеличивается);
        ⚡️ сокращение издержек;
        ⚡️ рост ключевых показателей;
        ⚡️ более эффективные коммуникации;
        ⚡️ увеличение темпов работы.
              Мы рассмотрели общие этапы проведения reengineering, теперь перейдем к конкретике: с помощью каких принципов формировать новые бизнес-процессы. Разберем идеи и примеры известных компаний, которые провели реинжиниринг и улучшили свои показатели в несколько раз.
              Алексей Молчанов
              Основатель Envybox и РУС КВАНТ

              4 основных принципа реинжиниринга бизнес-процессов

              Принцип интегрирования

              Его суть в том, чтобы объединить как можно больше БП в один и задействовать при этом как можно меньше людей. Разберем пример реинжиниринга бизнес-процесса ремонта автотранспорта. Предположим, раньше он выглядел таким образом:

              1. Слесарь выполняет слесарные работы, определяет, нужна ли сварка.
              2. Если нужна, оформляет заказ-наряд на сварочные работы.
              3. Сварщик выполняет работы.
              4. Слесарь завершает ремонт.

              Допустим, поток клиентов в компании хороший, слесари загружены, а вот у сварщиков простои 80% времени (сварочные работы при ремонте автотранспорта нужны гораздо реже, чем слесарные). Решение — обучить слесаря второй профессии и сократить сварщика. Таким образом процесс будет происходить:

              ✅ быстрее, так как ремонтирует один специалист;
              ✅ дешевле, за счет экономии на заработной плате сварщика.

                    Принцип горизонтального сжатия

                    Цель — сократить время на выполнение БП за счет исключения лишних действий и запараллеливания работ.
                    Например, у нас есть БП записи клиентов в салон красоты. Как это выглядит:

                    1. Человек заходит на сайт, находит телефон салона, звонит администратору.
                    2. Администратор находит свободные окошки и записывает клиента.
                    3. Данные вносятся в CRM.

                    В этом БП звонок администратору можно вообще исключить, если добавить на сайт форму для онлайн-записи.

                          Принцип вертикального сжатия

                          Цель — ускорить коммуникации между сотрудниками и процесс работы в целом за счет сокращения уровней иерархии.

                          Для примера рассмотрим дизайн-студию, в которой креатив проходит несколько этапов согласования: с руководителем проекта, менеджером студии, представителем заказчика и самим заказчиком. После каждой правки работа поднимается по цепочке вверх и спускается вниз, это отнимает много времени. Но процесс можно упростить. Например, заказчик указывает список требований к креативу и утверждает только финальный вариант, а промежуточные правки вносятся дизайнером под руководством менеджера проекта.

                          Принцип разработки разных моделей

                          Суть в том, чтобы проработать несколько вариантов осуществления операций на случай, если ситуация на рынке поменяется.

                                Примеры реинжиниринга компаний

                                Для того чтобы все бизнес-процессы работали по установленному алгоритму, без сбоев и вашего внимания как собственника, нужна система управления. Она минимизирует человеческий фактор, гарантирует, что 100% задач будут выполнены, и подсвечивает слабые места.

                                Систематизируйте бизнес в РУС «Квант»: узнайте гораздо больше инструментов для квантового роста и обучайтесь работе в системе, где задачи выполняются без вашего участия.
                                Алексей Молчанов
                                Основатель Envybox и РУС КВАНТ

                                РУС «Квант» это:

                                1. Обучение управлению. Обучаем эффективному управлению организацией, персоналом и финансами.

                                2. Программное обеспечение. Описывайте и автоматизируйте бизнес-процессы, ставьте повторяющиеся задачи и будьте уверены, что 100% идей воплощаются.

                                3. Контроль. Предоставляем сотрудника-коммуникатора, который контролирует исполнительскую дисциплину в вашей компании.

                                Оставьте заявку на консультацию

                                И узнайте, как систематизировать ваш бизнес