Инструмент «Рука на пульсе» и как он поможет компании достичь целей

Управлять бизнесом и не попасть в ловушку хаоса и разобщенности сложно, но есть инструмент, который помогает синхронизировать компанию. Вести эффективные коммуникации. Координировать работу отделов. Достигать ключевых показателей и расти. Это главный инструмент управления, который называется «Рука на пульсе», сокращенно РнП. Сегодня мы разберем, в чем его суть, и как его правильно использовать.

Без регулярных коммуникаций в компании разобщенность и бессистемность

  • 1
    Работа в вакууме
    Каждый знает только ту информацию, которая нужна ему лично для работы. Не до конца понимает, какая его роль в общей системе, и что можно улучшить, чтобы быстрее и легче достигать результата.
  • 2
    Отсутствие объективности
    Решения принимаются на основе эмоций или мнений, а не фактов.
  • 3
    Неправильный фокус
    Сотрудники могут быть в целом продуктивны, но выполнить 53 неважные задачи и забыть про 1 приоритетную.
  • 4
    Частые конфликты
    Отсутствие сверки приводит к разногласиям и выяснениям отношений. Например, в отделе маркетинга утверждают, что передали 200 лидов, а в отделе продаж — что получили 100.
  • 5
    Хорошие идеи проваливаются
    Реклама сработала хорошо, получили много лидов, менеджеры по продажам перевыполнили план, а на производстве не хватает ресурсов, чтобы изготовить продукцию.
Задача РнП — «держать руку на пульсе» своего бизнеса. А именно: определить ключевые показатели для компании и отделов и контролировать их. Это позволяет вовремя обнаруживать «аномалии» (отклонения от плана) и оперативно принимать решения. Результат — компания работает как единый механизм, действия всех работников и отделов упорядочены и синхронизированы.
Алексей Молчанов
Основатель Envybox и РУС КВАНТ

Суть, виды и применение инструмента РнП в менеджменте

Инструмент «Рука на пульсе» состоит из 2 элементов:

1. Таблица с основными метриками.
2. Встречи сотрудников и руководителей, на которых озвучиваются результаты по показателям из таблицы и планы на следующий период (день, неделю, месяц).
Мы в команде выделяем 2 вида РнП: локальный для оперативного управления и общий для стратегического. Как часто проводить встречи — решать вам, ориентируйтесь на потребности бизнеса. Главное, чтобы эти планерки были регулярно.

А теперь рассмотрим особенности проведения общих и локальных РнП.
Алексей Молчанов
Основатель Envybox и РУС КВАНТ

Общий РнП: контроль результативности компании

Как составить таблицу
Это сводная таблица по всем отделам с теми показателями, которые важно сейчас держать в поле зрения. Запомните: где внимание — там результат.

Я не буду говорить о количестве метрик: нет цели собрать 200 показателей. Указывайте столько, сколько нужно. В одном бизнесе достаточно отслеживать 10 метрик, в другом 100.

В процессе работы вы можете добавлять рубрики, если есть нехватка информации. Или наоборот, убирать, если вы понимаете, что есть лишние показатели.
Какие метрики можно указать:
  • количественные показатели (количество лидов, клиентов, продуктов, людей на смене, отработанных часов и т.д.);
  • финансовые показатели (количество выставленных счетов, оплат, расходов на рекламу и т. д.);
  • конверсия (например, из оплаченных счетов в продажи);
  • негативные и позитивные показатели, отлично, если отклонения в положительную сторону будут выделяться зеленым, а в отрицательную — красным.
Пример общей таблицы с показателями всех отделов
Как проводить планерку?
РнП-планерка, как правило, проводится раз в неделю и длится 15-30 минут. Это быстрая синхронизация, на которой озвучиваются показатели из таблицы: результаты за предыдущий период и планы на следующий.

При этом на РнП не обсуждаются вопросы, цель — выявить «аномалии». Разбираться в причинах и планировать корректировки нужно на отдельных совещаниях. То же касается новых идей. Максимум, что можно сделать на РнП — записать ее и назначить отдельную встречу, чтобы ее обсудить.
90% РНП — это цифры, и только 10% — другие вопросы.

Локальный РнП: точечный контроль результативности в отделе

Локальная таблица по отделу
Кроме общей таблицы в каждом отделе должна быть своя, локальная. В начале каждого месяца ставится план по отделу, а руководитель декомпозирует его по дням и сотрудникам. Полученные данные и вносятся в локальную таблицу. Она получается более детализированной: содержит большее количество метрик и информацию по каждому сотруднику.

Процесс разработки этой таблицы можно автоматизировать. Программное обеспечение, например, CRM-система, может генерировать отчеты без участия человека.
Ниже пример таблицы отдела предоставления в компании РУС «‎Квант».

К — это количество консультаций
РМК — количество компаний, которым мы внедрили коммуникатора
Серт — количество сертифицированных компаний.

Пример локальной таблицы с метриками отдела предоставления
Зачем нужны локальные таблицы?
Есть правило: если показатели падают, значит, кто-то их «роняет».
Когда руководитель замечает просадку, он может выяснить, у кого из сотрудников худшие результаты, и почему. К примеру, это менеджер по продажам Иван. Руководитель смотрит, в чем причина: достаточно ли Иван делает звонков, проводит презентаций, выставляет счетов и т.д.

Допустим, звонков достаточно, а презентаций мало. Проблема локализована, руководитель может помочь сотруднику решить ее. А если долгое время не получается, то попрощаться с неэффективным менеджером.
Встреча проводится каждый день и занимает около 15 минут. Сотрудники отдела озвучивают каждый свой результат за предыдущий период и план на следующий — из таблицы, к которой есть доступ у всех.
Алексей Молчанов
Основатель Envybox и РУС КВАНТ

Как сделать так, чтобы инструмент РнП работал? Инструкция по внедрению

✅ «Продать» идею команде. Внедряйте РнП через согласие сотрудников.
Проведите совещание, на котором объясните преимущества инструмента:

1. Более эффективное обучение и рост.
Оперативная фиксация и исправление ошибок гарантируют рост сотрудника как специалиста.

2. Более высокий заработок.
Как следствие предыдущего пункта. Если сотрудник оттачивает навыки и становится профессионалом, растут его результаты, а значит, и доход.

3. Возможность регулировать уровень дохода.
Когда цифры где-то далеко в отчетах, нет мотивации, например, продать сегодня еще 5 людям. И наоборот, когда все прозрачно, когда сотрудник видит, что до премии осталось закрыть 2-х клиентов, он с большей долей вероятности это сделает.

4. Дополнительная энергия и мотивация.
Когда сотрудник видит, что коллега, например, оформил 10 заказов, это дает понимание «я тоже так могу».

✅ Создать таблицы (общую и локальные).

✅ Выбрать, в какой день и время будут проводиться встречи. Сделать их регулярными: поставить повторяющуюся задачу с напоминанием.

✅ Ежедневно вносить данные в таблицы. Можно поручить эту функцию администратору или автоматизировать этот процесс.

✅ Ежедневно / еженедельно (или по вашему графику) проводить встречи. Локальные проводят руководители отделов со своими подчиненными, а общие — директор компании с руководителями отделов.

3 принципа эффективного внедрения РнП

Не старайтесь сделать все идеально

Вы ведь наверняка уже отслеживаете какие-то показатели и собираетесь на совещаниях. Просто попробуйте объединить и структурировать то, что есть, и на регулярной основе делиться этим с коллегами.

Если начнете думать, как сделать идеально — скорее всего, так и не внедрите.

Смысл не в том, чтобы написать побольше цифр. Смысл — скоординировать и оптимизировать те процессы, которые и так происходят в компании.

Не бойтесь вносить изменения

«Рука на пульсе» — динамичный инструмент. В вашей компании сейчас одни приоритеты, через месяц другие. Убирайте лишнее и добавляйте, чего не хватает.

Особенно это важно на первых этапах. Как правило, окончательный список ключевых метрик формируется через 2-3 месяца после внедрения инструмента.

Избегайте «кнута»

Если кто-то из сотрудников отстает или ошибается, не нужно его отчитывать или штрафовать. Цель РнП не в этом, а в том, чтобы подсветить проблемные места и вовремя скорректировать действия. Не допустить, чтобы проблема разрасталась и приходилось «тушить пожары».

Разберитесь с корпоративной культурой и создавайте такие условия, при которых разбирать ошибки — часть обучения. Они создают полезный опыт, который помогает в дальнейшем принимать правильные решения и расти.

Результаты внедрения РнП для компании

  • 1
    Осведомленность
    Больше нет проблем в стиле «Я забыл» или «Я не знал».
  • 2
    Работа с фактами
    Оперирование фактами позволяет опираться на реальную картину и принимать объективные решения.
  • 3
    Эффективная работа
    Озвучивание показателей сотрудников обеспечивает соревновательный эффект. Каждому хочется получить признание, и это мощный мотиватор достигать большего.
  • 4
    Развитие компании
    Управление происходит не интуитивно, а сознательно. В итоге развиваются именно те направления, которые нам нужны для достижения цели.
«Рука на пульсе» — это только один из инструментов для эффективного управления компанией. Систематизируйте бизнес в РУС «Квант», узнайте гораздо больше способов совершить квантовый скачок и обучайтесь работе в системе, где задачи выполняются без вашего участия.
Алексей Молчанов
Основатель Envybox и РУС КВАНТ

РУС «Квант» это:

1. Обучение управлению. Обучаем эффективному управлению организацией, персоналом и финансами.

2. Программное обеспечение. Описывайте и автоматизируйте бизнес-процессы, ставьте повторяющиеся задачи и будьте уверены, что 100% идей воплощаются.

3. Контроль. Предоставляем сотрудника-коммуникатора, который контролирует исполнительскую дисциплину в вашей компании.

Оставьте заявку на консультацию

И узнайте, как систематизировать ваш бизнес